История РЖД – как в России строилась сеть железных дорог
Дата публикации: 3 августа 2010
Первые железные дороги появились в России на горных заводах Урала и Алтая в начале 19 века. В 1810 году Петр Фролов на Алтае, на Колыванском заводе проложил железную дорогу. Ее длина равнялась двум километрам, а двигаться по ней было возможным при помощи конной тяги. Прогресс развивается и в 1834 году крепостные механики Мирон и Ефим Черепановы строят на Нижнетагильском заводе железную дорогу с паровой тягой.
История Царскосельской железной дороги
Первой железной дорогой для общего пользования стала Царскосельская железная дорога, которая соединяла Царское село и Павловск с Петербургом. Открыта она была в 1837 году. В августе 1834 года началась работа над ее созданием. Тогда по приглашению горного ведомства, австрийский инженер, который являлся профессором Венского политехнического института по имени Франц фон Герстнер приехал в Петербург.
Четыре месяца он объезжал различные города от Москвы до Урала. Когда он вернулся, то отдал императору Николаю I записку, где сообщались его мысли о строительстве железных дорог.
Сооружение одного из первых мостов через Волгу. Фото: bg-znanie.ru
По его мнению, такой шаг предпринять было просто необходимо, это стало бы выгодно, так как сократило бы большие расстояния благодаря увеличению скорости передвижения. Чтобы рассеять сомнения касательно возможности эксплуатации железных дорог в зимний период, было сделано предложение о постройке небольшой линии.
15 апреля 1836 года был обнародован указ императора о сооружении Царскосельской железной дороги. По этому проекту, она брала свое начало в Петербурге, на берегу реки Фонтанки. Там предлагалось построить станционное здание, с башней и часами.
Путь от первой станции планировалось провести вдоль набережной Введенского канала и до Обводного. Далее следовал единственный поворот на этой дороге в юго-восточном направлении. Дальше дорога вела до Царского села и Павловска. Герстнер получил разрешение учредить акционерную компанию, капитал которой равнялся трем миллионам рублей.
Памятный рейс РЖД для ветеранов. Фото: community.livejournal.com/live_report
Строительство началось в мае 1836 года. Планировалось, что оно завершится к 1 октября этого же года. За один месяц 1400 солдат и 2500 рабочих смогли уложить участок железнодорожного полотна в пять километров. Однако к сроку окончить работы не удавалось. Тогда Франц фон Герстнер решил начать движение на том участке пути, который уже был готов.
Так между Кузьмином и Павловском 3 ноября совершился первый рейс поезда на паровой тяге. Герстнер сам неоднократно брал на себя роль машиниста и перевозил множество людей. Так известно, что в первые пять дней он проехал эти пять верст 116 раз. 30 октября 1837 года Царскосельская железная дорога была официально открыта.
Отношение к ней было разным. Кто-то пренебрежительно считал ее «увеселительной» и сравнивал с аттракционом, но специалисты понимали значение этой дороги для развития строительства железных дорог по всей стране. Так в первый период строительства в России железных дорог, они в основном обеспечивали стратегические интересы Империи и интересы государственного управления.
Один из первых поездов. Фото: photoforum.ru
Далее, в 1843-1851 были построены дороги, ставшие крупнейшими в Европе – Петербург – Москва и Петербург – Псков – Варшава – Вена. Они соединяли Московский район, бывший главным центром промышленности и торговли с Петербургским морским портом, а так же Петербургский район с железными дорогами Западной Европы.
Новый этап в строительстве российских железных дорог
Во времена второго периода строительства железных дорог, который проходил с середины 60-х годов по 80-е года 19 века, были обеспечены связи Москвы с продовольственными и сырьевыми базами, а так же хлебопроизводящих районов страны с морскими портами. Железная дорог Москва – Нижний Новгород способствовала соединению Москвы с Волгой, главной речной магистралью, а через нее и с более отдаленными российскими районами.
Линии Москва – Рязань – Воронеж – Зверово, Козлов – Тамбов – Саратов – Москва – Тула – Орел – Курск – Харьков, которые затем были продолжены до Севастополя, Владикавказа и Ростова-на-Дону, связывали с центром России, Украиной, Поволжьем, Северным Кавказом и Донбассом. Второй период строительства заложил основы сети железных дорог европейской России.
Эта сеть напоминала паутину, которая исходила из центра – Москвы. Одним из самых значительных достижений этого периода стал выход к Волге, Черному и Балтийскому морям. К началу последнего десятилетия 19 века, российская железнодорожная сеть уже составляла примерно 30 тысяч километров.
Выставка старинных паровозов. Фото: rg.ru
Поскольку Средняя Азия специализировалась на хлебе, потребовался большой завоз хлеба в том направлении. Поэтому Закаспийская дорога была продлена до Андижана и Ташкента. В 1906 году дорога соединилась с Оренбургом, тем самым установив прямую связь с сетью железных дорог Средней Азии.
Железная дорога в годы первой мировой войны
Для вывоза из внутренних районов Сибири во времена первой мировой войны были созданы линии Новосибирск – Барнаул – Семипалатинск и Плетаево – Троицк – Кустанай. Чтобы обеспечить связи с зарубежными странами, но обойти Балтийское море, поскольку его выходы был блокированы Германией, в срочном порядке строилась дорога Волхов – Петрозаводск – Мурманск.
В те времена наиболее важным недостатком российских железных дорог стала техническая неполноценность, высокие цены на перевозки и мощность составов. Однако в 1913 году выяснилось, что грузооборот железных дорог в шесть раз превышает грузооборот речного транспорта.
ЖД переезд в Красноярске. Фото: kulsi.ru
По причине первой мировой войны возникла необходимость срочных перестроек новых железнодорожных линий. К 1916 году закончилось строительство железной дороги от Петрозаводска до Мурманска. После Октябрьской революции
Война, которая происходила с 1914 по 1918 годы, привела российский транспорт в состояние разрухи. Чтобы восстановить подвижные составы, сооружения и пути и для налаживания работы транспорта нужны были чрезвычайные меры.
Так в 1926 году в стране был запущен первый электрифицированный участок железной дороги Баку – Сабунчи – Сураханы. Успехи в улучшении работы и реконструкции дорог были достигнуты с 1928 – 1941 годы.
Перевоз грузов по ЖД в те времена. Фото: zdr-gazeta.ru
Железная дорога в годы Великой Отечественной войны
За время Великой Отечественной войны фашисты разрушили около 65 тысяч километров железнодорожного полотна, 13 тысяч мостов для поездов, 4100 станций и 317 депо для паровозов. За время послевоенной пятилетки, железнодорожный транспорт залечил военные раны и даже стал продвигаться в своем развитии вперед.
В 1974 году началось строительство Байкало-Амурской магистрали, протяженность которой равнялась 3147 километров. Предназначалась она для освоения сибирских и дальневосточных природных богатств, а так же для ускорения развития в этом районе производительных сил.
Байкало-Амурская магистраль, которая тянулась от Лены и до Комсомольска-на-Амуре, стала крупнейшим российским сооружением прошлого века. 1 ноября 1989 года после того как завершился обход Северо-Муйского тоннеля Байкало-Амурская магистраль была принята в эксплуатацию по пусковому комплексу.
Фото: rzd.ru
РЖД получает контроль над железнодорожным транспортом
1 октября 2003 года от Министерства путей и сообщения Российской Федерации РЖД получила функции управления железнодорожным транспортом. К РЖД перешло 987 предприятий из 2046, которые составляли систему Министерства путей и сообщения. За шесть лет своей работы компания «Российские Железные Дороги» погрузило более 8,2 миллиардов тонн грузов.
Кроме того, доля грузооборота этого вида транспорта в суммарном показателе всех видов транспорта стала больше в прошлом году на 2,3% в сравнении с 2004 годом и теперь составляет 41,9%, так же с учетом трубопроводного транспорта. Пассажирами «РЖД» стали более 7,4 миллиарда человек. Доля компании в данном сегменте на отечественном рынке транспорта увеличилась на 3,4% и теперь составляет 40,7%.
С момента образования инвестиции компании составляют более 1,3 трлн. рублей, в 2008 г. – 380 млрд., в 2009 – 252 миллиарда рублей. С учетом лизинга на железные дороги поставлено около 1550 локомотивов, 4 тысячи пассажирских вагонов, до 50 тысяч грузовых вагонов. Так же построено более 860 километров вторых путей и линий, 800 километров станционных путей, а электрифицировано 670 километров путей.
Сегодня РЖД предлагает купе повышенной комфортности. Фото: avialine.com
Планы компании «РЖД» на следующие десятилетия
С 2003 по 2009 год главным событием для компании «Российские железные дороги» стало утверждение «Стратегии железнодорожного транспорта до 2030 года». Принятие данного документа является свидетельством устойчивого развития компании, а так же ее готовности к решению задач разнообразного масштаба.
К 2030 году, согласно этой стратегии предполагается ввести около 20 тысяч километров новейших железнодорожных линий, а так же электрифицировать примерно 7,5 тысяч километров путей.
К 2030 году протяженность линий, которые будут обеспечивать движение пассажирских поездов скоростью до 350 км/ч, составит 1528 километров. Так же планируется закупка более 23 тысяч локомотивов, 900 тысяч грузовых и 29,5 тысяч пассажирских вагонов.
Новые поезда Сапсан от компании Siemens устремляются вперед. Фото: 3dnews.ru
Железнодорожным транспортом, предназначенным для общего пользования, будут обслуживаться 80 субъектов Российской Федерации из 83. К 2030 году плотность железнодорожной сети будет увеличена до 23,8% и это при полной ликвидации ограничений и провозной и пропускной способности. До 2010 года объем инвестиций на развитие российского железнодорожного транспорта будет составлять более 13 трлн. рублей.
За свою историю «Российские Железные Дороги» реализовали множество успешных проектов, которые смогли вывести грузовые и пассажирские перевозки, а так же машиностроение в России на качественно новый уровень развития. Сейчас активируется процесс интеграции в евроазиатскую транспортную систему железнодорожного транспорта Российской Федерации.
История Царскосельской железной дороги
Первой железной дорогой для общего пользования стала Царскосельская железная дорога, которая соединяла Царское село и Павловск с Петербургом. Открыта она была в 1837 году. В августе 1834 года началась работа над ее созданием. Тогда по приглашению горного ведомства, австрийский инженер, который являлся профессором Венского политехнического института по имени Франц фон Герстнер приехал в Петербург.
Четыре месяца он объезжал различные города от Москвы до Урала. Когда он вернулся, то отдал императору Николаю I записку, где сообщались его мысли о строительстве железных дорог.
Сооружение одного из первых мостов через Волгу. Фото: bg-znanie.ru
По его мнению, такой шаг предпринять было просто необходимо, это стало бы выгодно, так как сократило бы большие расстояния благодаря увеличению скорости передвижения. Чтобы рассеять сомнения касательно возможности эксплуатации железных дорог в зимний период, было сделано предложение о постройке небольшой линии.
15 апреля 1836 года был обнародован указ императора о сооружении Царскосельской железной дороги. По этому проекту, она брала свое начало в Петербурге, на берегу реки Фонтанки. Там предлагалось построить станционное здание, с башней и часами.
Путь от первой станции планировалось провести вдоль набережной Введенского канала и до Обводного. Далее следовал единственный поворот на этой дороге в юго-восточном направлении. Дальше дорога вела до Царского села и Павловска. Герстнер получил разрешение учредить акционерную компанию, капитал которой равнялся трем миллионам рублей.
Памятный рейс РЖД для ветеранов. Фото: community.livejournal.com/live_report
Строительство началось в мае 1836 года. Планировалось, что оно завершится к 1 октября этого же года. За один месяц 1400 солдат и 2500 рабочих смогли уложить участок железнодорожного полотна в пять километров. Однако к сроку окончить работы не удавалось. Тогда Франц фон Герстнер решил начать движение на том участке пути, который уже был готов.
Так между Кузьмином и Павловском 3 ноября совершился первый рейс поезда на паровой тяге. Герстнер сам неоднократно брал на себя роль машиниста и перевозил множество людей. Так известно, что в первые пять дней он проехал эти пять верст 116 раз. 30 октября 1837 года Царскосельская железная дорога была официально открыта.
Отношение к ней было разным. Кто-то пренебрежительно считал ее «увеселительной» и сравнивал с аттракционом, но специалисты понимали значение этой дороги для развития строительства железных дорог по всей стране. Так в первый период строительства в России железных дорог, они в основном обеспечивали стратегические интересы Империи и интересы государственного управления.
Один из первых поездов. Фото: photoforum.ru
Далее, в 1843-1851 были построены дороги, ставшие крупнейшими в Европе – Петербург – Москва и Петербург – Псков – Варшава – Вена. Они соединяли Московский район, бывший главным центром промышленности и торговли с Петербургским морским портом, а так же Петербургский район с железными дорогами Западной Европы.
Новый этап в строительстве российских железных дорог
Во времена второго периода строительства железных дорог, который проходил с середины 60-х годов по 80-е года 19 века, были обеспечены связи Москвы с продовольственными и сырьевыми базами, а так же хлебопроизводящих районов страны с морскими портами. Железная дорог Москва – Нижний Новгород способствовала соединению Москвы с Волгой, главной речной магистралью, а через нее и с более отдаленными российскими районами.
Линии Москва – Рязань – Воронеж – Зверово, Козлов – Тамбов – Саратов – Москва – Тула – Орел – Курск – Харьков, которые затем были продолжены до Севастополя, Владикавказа и Ростова-на-Дону, связывали с центром России, Украиной, Поволжьем, Северным Кавказом и Донбассом. Второй период строительства заложил основы сети железных дорог европейской России.
Эта сеть напоминала паутину, которая исходила из центра – Москвы. Одним из самых значительных достижений этого периода стал выход к Волге, Черному и Балтийскому морям. К началу последнего десятилетия 19 века, российская железнодорожная сеть уже составляла примерно 30 тысяч километров.
Выставка старинных паровозов. Фото: rg.ru
Поскольку Средняя Азия специализировалась на хлебе, потребовался большой завоз хлеба в том направлении. Поэтому Закаспийская дорога была продлена до Андижана и Ташкента. В 1906 году дорога соединилась с Оренбургом, тем самым установив прямую связь с сетью железных дорог Средней Азии.
Железная дорога в годы первой мировой войны
Для вывоза из внутренних районов Сибири во времена первой мировой войны были созданы линии Новосибирск – Барнаул – Семипалатинск и Плетаево – Троицк – Кустанай. Чтобы обеспечить связи с зарубежными странами, но обойти Балтийское море, поскольку его выходы был блокированы Германией, в срочном порядке строилась дорога Волхов – Петрозаводск – Мурманск.
В те времена наиболее важным недостатком российских железных дорог стала техническая неполноценность, высокие цены на перевозки и мощность составов. Однако в 1913 году выяснилось, что грузооборот железных дорог в шесть раз превышает грузооборот речного транспорта.
ЖД переезд в Красноярске. Фото: kulsi.ru
По причине первой мировой войны возникла необходимость срочных перестроек новых железнодорожных линий. К 1916 году закончилось строительство железной дороги от Петрозаводска до Мурманска. После Октябрьской революции
Война, которая происходила с 1914 по 1918 годы, привела российский транспорт в состояние разрухи. Чтобы восстановить подвижные составы, сооружения и пути и для налаживания работы транспорта нужны были чрезвычайные меры.
Так в 1926 году в стране был запущен первый электрифицированный участок железной дороги Баку – Сабунчи – Сураханы. Успехи в улучшении работы и реконструкции дорог были достигнуты с 1928 – 1941 годы.
Перевоз грузов по ЖД в те времена. Фото: zdr-gazeta.ru
Железная дорога в годы Великой Отечественной войны
За время Великой Отечественной войны фашисты разрушили около 65 тысяч километров железнодорожного полотна, 13 тысяч мостов для поездов, 4100 станций и 317 депо для паровозов. За время послевоенной пятилетки, железнодорожный транспорт залечил военные раны и даже стал продвигаться в своем развитии вперед.
В 1974 году началось строительство Байкало-Амурской магистрали, протяженность которой равнялась 3147 километров. Предназначалась она для освоения сибирских и дальневосточных природных богатств, а так же для ускорения развития в этом районе производительных сил.
Байкало-Амурская магистраль, которая тянулась от Лены и до Комсомольска-на-Амуре, стала крупнейшим российским сооружением прошлого века. 1 ноября 1989 года после того как завершился обход Северо-Муйского тоннеля Байкало-Амурская магистраль была принята в эксплуатацию по пусковому комплексу.
Фото: rzd.ru
РЖД получает контроль над железнодорожным транспортом
1 октября 2003 года от Министерства путей и сообщения Российской Федерации РЖД получила функции управления железнодорожным транспортом. К РЖД перешло 987 предприятий из 2046, которые составляли систему Министерства путей и сообщения. За шесть лет своей работы компания «Российские Железные Дороги» погрузило более 8,2 миллиардов тонн грузов.
Кроме того, доля грузооборота этого вида транспорта в суммарном показателе всех видов транспорта стала больше в прошлом году на 2,3% в сравнении с 2004 годом и теперь составляет 41,9%, так же с учетом трубопроводного транспорта. Пассажирами «РЖД» стали более 7,4 миллиарда человек. Доля компании в данном сегменте на отечественном рынке транспорта увеличилась на 3,4% и теперь составляет 40,7%.
С момента образования инвестиции компании составляют более 1,3 трлн. рублей, в 2008 г. – 380 млрд., в 2009 – 252 миллиарда рублей. С учетом лизинга на железные дороги поставлено около 1550 локомотивов, 4 тысячи пассажирских вагонов, до 50 тысяч грузовых вагонов. Так же построено более 860 километров вторых путей и линий, 800 километров станционных путей, а электрифицировано 670 километров путей.
Сегодня РЖД предлагает купе повышенной комфортности. Фото: avialine.com
Планы компании «РЖД» на следующие десятилетия
С 2003 по 2009 год главным событием для компании «Российские железные дороги» стало утверждение «Стратегии железнодорожного транспорта до 2030 года». Принятие данного документа является свидетельством устойчивого развития компании, а так же ее готовности к решению задач разнообразного масштаба.
К 2030 году, согласно этой стратегии предполагается ввести около 20 тысяч километров новейших железнодорожных линий, а так же электрифицировать примерно 7,5 тысяч километров путей.
К 2030 году протяженность линий, которые будут обеспечивать движение пассажирских поездов скоростью до 350 км/ч, составит 1528 километров. Так же планируется закупка более 23 тысяч локомотивов, 900 тысяч грузовых и 29,5 тысяч пассажирских вагонов.
Новые поезда Сапсан от компании Siemens устремляются вперед. Фото: 3dnews.ru
Железнодорожным транспортом, предназначенным для общего пользования, будут обслуживаться 80 субъектов Российской Федерации из 83. К 2030 году плотность железнодорожной сети будет увеличена до 23,8% и это при полной ликвидации ограничений и провозной и пропускной способности. До 2010 года объем инвестиций на развитие российского железнодорожного транспорта будет составлять более 13 трлн. рублей.
За свою историю «Российские Железные Дороги» реализовали множество успешных проектов, которые смогли вывести грузовые и пассажирские перевозки, а так же машиностроение в России на качественно новый уровень развития. Сейчас активируется процесс интеграции в евроазиатскую транспортную систему железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Вы читали статью:
"История РЖД – как в России строилась сеть железных дорог"
, также по теме: