История Jaguar, или как появилась "британская кошка".
Дата публикации: 17 ноября 2008
Jaguar
История
Стиль и мощь – составляющие успеха «самой британской» из британских автокомпаний
Jaguar
. Во всяком случае, для автолюбителей -
Jaguar
поныне олицетворяет британский спортивный автомобиль.
Коляски для джентльменов.
Рождение концерна ассоциируют с основанием в сентябре 1922-го года компании «Swallow Sidecars», хоть занималась та поначалу не автомобилями. В приморском городке Блэкпул познакомились и, обнаружив общие интересы, открыли совместное предприятие два Уильяма – любитель-мотоциклист Лайонс (William Lyons) и практикующий авторемонтник Уолмсли (William Walmsley). Взяв в помощники по продажам Артура Уиттэкера, компаньоны начали производство мотоциклетных колясок из революционного материала – алюминия.
Уильям Уолмсли - Один из основателей компании Jaguar.
Продукция «SS» («Swallow Sidecars») обретает спрос, но Лайнос стремится к большему, проектируя в 1927-м году кузов для перспективного – дешевого и надежного, однако неброского автомобиля Остина Austin-VII. Стильный облик новинки на шасси Austin был оценен, став прототипом серии из 500 изделий.
Окрыленный Лайонс создает в 1928-м году для Austin-VII кузов седан – с виду дорогой, но при цене лишь £187, что позволяло поиздержавшимся из-за кризиса автовладельцам «сохранить лицо». Стиль и чувство цены приносят Лайонсу признание на автосалоне в 1929 году с кузовами на шасси трех моделей: «Fiat 509A», «Standart Big IX» и «Swift X».
Серийный стиль или стильная серия?
На волне успеха предприятие переносится в Мидлендс, Ковентри (Coventry). Не довольствуясь установкой новых корпусов на чужие шасси, Лайонс в том же 1931-м году основывает «Standart Motors Company». И после широкой рекламной компании представляет две, целиком уже собственные модели – «SS-I» и «SS-II».
Модель SS II уступала SS I не только в мощности, но и в цене.
Сдвинув двигатель вглубь шасси, удлинив капот и установив рессоры, конструктор впервые в истории получил низкий, длинный, действительно спортивный автомобиль. Вдобавок, двигатель модели Standart 2552 см3 расставляет приоритеты: поворот от бюджетных автомобилей к спортивным, но - тоже недорогим.
Стиль и спорт.
В 1933-м году «SS-I Tourer» принимает участие в альпийском ралли. В 1934 году Лайонс расстается с Уолмсли, не разделявшим новаций, и обращается к разработке в целом совместно с мотористом Уэстлейком и создателем шасси Хейнсом. Рожденная в их союзе модель SS-90 с двигателем 2,7л меняет вновь стереотип серийной спортивной машины.
Модель SS-I Tourer.
В 1935-м году умощненный до 105 л.с. двигатель и новый кузов подвигли рекламный отдел выступить с названием Jaguar . Воплощение силы и элегантности, грозный хищник был принят Лайонсом в качестве знака марки.
Новый автомобиль бьет рекорды: в 1936-м году автожурналист Том Уисдом выигрывает альпийское ралли на SS Jaguar 100, следом победа в Брукленде и в Шелсби, а годом позже – на ралли RAC. Со скоростью 100 миль в час SS 100 не имел аналогов, но представленный в 1938-м году новый кузов становится последней довоенной разработкой.
Автомобиль SS Jaguar 100.
В военные годы - возврат к мотоциклетным коляскам, теперь по заказу армии. Защищая Ковентри от врага в противопожарной группе, Лайонс, Хейнс и Хэссен мечтали о новых моделях, но в 1945-м пришлось начинать с проверенных.
«Экспортируй или умри!» - лозунг Великобритании, нуждавшейся в валюте. Отказавшись от аббревиатуры SS, компания выступает с модификацией Jaguar 100 (популярной в США) под названием «Jaguar Cars».
Самый быстрый, недорогой серийный.
Первой послевоенной новинкой Лайонса стал в сентябре 1948 года 160-и сильный Jaguar на базе двигателя XK, признанный одним из лучших спортивных автомобилей всех времен.
Изысканный ХК-120 был притом и самым быстрым из современных серийных автомобилей мира, в Джеббеке показав скорость 126 миль в час. И это при цене £998! Производили новинку для состязаний, уменьшив вес. Так явилась на свет модель XP-120C (C-type).
XK120 — одна из самых удачных моделей Jaguar.
Победы в 1951 и 1952 годах на альпийском ралли и ралли Tulip подтвердили приоритет Jaguar в мире спорта. А новый седан Mark-VII на базе ХК, для Европы громоздкий, принес заказы за океаном на $30.000.000 и перенос производства на завод Браунс Лейн.
Mark-VII стал первым абсолютно новым седаном английской марки в послевоенное время.
50-е годы отмечены внушительной чередой побед моделей компании C-type и D-type с двигателями XK-120, а с 1954 года – ХК-140 (190 л.с.) на гонках самых высоких рангов, в том числе Ле-Ман, Реймс, Монте-Карло. В 1956-м году за заслуги перед британской короной Уильям Лайнос отмечен Елизаветой II званием рыцаря.
Седан за седаном и E-type в серии.
С 1957-го по 1961-й год Jaguar выпускает модель XK-150, а на смену седану Mark-VII приходит Mark-VIII с новой головкой цилиндра B-type. К сожалению, вскоре пожар разрушает оснастку для производства моделей D-type, хоть большая часть завода не пострадала.
Родстер Jaguar XK-150.
Вскоре на лондонском автосалоне (1958 г) появляется Mark-IX с 3,8 л версией двигателя XK и дисковым тормозом, а к концу 1959-го года – модель Mark-II в вариантах 120 и 220 л.с., ставший автомобилем для деловых людей с ценой £1842. Максимальная скорость их достигала 136 миль в час, что и объясняет успех Mark-II в гонках серийных автомобилей в Сильверстоуне.
Роскошный Jaguar Mark-IX.
В 1961-м году на женевском автосалоне впервые представлен новый автомобиль Jaguar XK-E или E-type, отличный как невысокой традиционно ценой £1954 (вариант с цельной крышей), так и скоростными качествами, что подтвердил успех на гонках GT Trophy. В отличие от уникальных C-type и D-type (соответственно, 54 и 88 экземпляров), произведено 70000 штук модели E-type, ставшей впервые в мире серийной гоночной.
Модель 1961 года - Jaguar E-type.
В 1961-м же году представлена монококовая конструкция Mark-X, пришедшая на замену Mark-IX с вместимостью 4-5 человек и скоростью 120 миль в час – очередная новинка для США. В 1963-м году анонсируется элегантный седан S-type с независимой задней подвеской и двигателем 3,8л, являвший собой компромисс между Mark-X и Mark-II.
Красавец S-Type развивал мощность в 210 либо 220 сил.
Jaguar годами приносит объединенному королевству доллары (до 200 млн. в год). Чтобы сохранить позиции, компания переходит на новый 12-и цилиндровый V-образный двигатель, внедренный на уникальной (музейной, единственной) модели XJ-13, а в серию поступивший уже в 1972 на XJ-12 со скоростью. Наряду с седанами, Jaguar продолжает спортивную линию XKE элегантной 12-и цилиндровой моделью XJ-S (1975 г).
Слияние за слиянием.
Наряду с седанами Jaguar продолжает спортивную линию XKE элегантной 12-и цилиндровой моделью XJS.
Неисповедимы пути коммерции: вслед присоединению в 1960-м году Daimler и в 1963-м Coventry Climax, в 1966-м Jaguar сливается с «British Motor Corporation», а в 1968-м – с «Leyland», сохраняя, впрочем, самостоятельность в части автостроения.
Вслед многолетним успехам в спорте и бизнесе, в частности, моделей XJ-S и XJ-12, и выпуску в 1984 году стремительно раскупавшихся акций, компания возвращает себе независимость незадолго до кончины в 1985-м году основателя – сэра Уильяма Лайонса. Впрочем, даже по смерти конструктора Jaguar сохраняет лидерство, выпустив в 1988-м году модель XJ-220 - вновь быстрейшую из серийных вплоть до 1994-го.
Футуристичный дизайн Jaguar XJ220 вызывал в то время у многих недоумение.
Но все-таки усложнение конъюнктуры рынка и технологии вновь приводят к слиянию, на сей раз с Ford в 1990-м году. Правда, ни смена хозяев, ни руководства не изменяют традиций: в сезоне 1990 модели XJR-12 вновь побеждают в 24-х часовой гонке Дайтона.
Успех спортивный и на салонах имеют модели 1996 года XK-8 и 2000-го X-type, и 2002 – ХJ, но автомобили некогда самые недорогие из самых быстрых – американский дух! – мало-помалу переходят в класс наиболее дорогих. И (увы!) теряет широкий рынок.
Автомобиль для звезд и звезда среди автомобилей.
Блестящий во всех отношениях, новый Jaguar привлекает, прежде всего богатых и знаменитых: это звезды кино и эстрады Джек Николсон, Элизабет Тейлор, Стинг, звезды политики Блэр и Браун, даже коронованные особы – королева Елизавета II, принц датский Джордж и другие, но... Количество звезд ограничено, и при свете их много не заработать.
Jaguar XF 2008 модельного ряда.
Отчаянно дорогой новый Jaguar не находит большого сбыта. В конце концов, серьезно поиздержавшийся из-за кризиса Ford продает компанию индийской « Tata Motors ».
Увы, перспективы неоднозначны, хотя владельцы и обещают не изменять стратегии Jaguar вплоть до 2010 года. Что будет – покажет будущее. В век нанотехнологий и кризисов все меняется – модели, страны и имена, но воплощает по-прежнему стиль и мощь сверкающий логотип Jaguar .
Коляски для джентльменов.
Рождение концерна ассоциируют с основанием в сентябре 1922-го года компании «Swallow Sidecars», хоть занималась та поначалу не автомобилями. В приморском городке Блэкпул познакомились и, обнаружив общие интересы, открыли совместное предприятие два Уильяма – любитель-мотоциклист Лайонс (William Lyons) и практикующий авторемонтник Уолмсли (William Walmsley). Взяв в помощники по продажам Артура Уиттэкера, компаньоны начали производство мотоциклетных колясок из революционного материала – алюминия.
Уильям Уолмсли - Один из основателей компании Jaguar.
Продукция «SS» («Swallow Sidecars») обретает спрос, но Лайнос стремится к большему, проектируя в 1927-м году кузов для перспективного – дешевого и надежного, однако неброского автомобиля Остина Austin-VII. Стильный облик новинки на шасси Austin был оценен, став прототипом серии из 500 изделий.
Окрыленный Лайонс создает в 1928-м году для Austin-VII кузов седан – с виду дорогой, но при цене лишь £187, что позволяло поиздержавшимся из-за кризиса автовладельцам «сохранить лицо». Стиль и чувство цены приносят Лайонсу признание на автосалоне в 1929 году с кузовами на шасси трех моделей: «Fiat 509A», «Standart Big IX» и «Swift X».
Серийный стиль или стильная серия?
На волне успеха предприятие переносится в Мидлендс, Ковентри (Coventry). Не довольствуясь установкой новых корпусов на чужие шасси, Лайонс в том же 1931-м году основывает «Standart Motors Company». И после широкой рекламной компании представляет две, целиком уже собственные модели – «SS-I» и «SS-II».
Модель SS II уступала SS I не только в мощности, но и в цене.
Сдвинув двигатель вглубь шасси, удлинив капот и установив рессоры, конструктор впервые в истории получил низкий, длинный, действительно спортивный автомобиль. Вдобавок, двигатель модели Standart 2552 см3 расставляет приоритеты: поворот от бюджетных автомобилей к спортивным, но - тоже недорогим.
Стиль и спорт.
В 1933-м году «SS-I Tourer» принимает участие в альпийском ралли. В 1934 году Лайонс расстается с Уолмсли, не разделявшим новаций, и обращается к разработке в целом совместно с мотористом Уэстлейком и создателем шасси Хейнсом. Рожденная в их союзе модель SS-90 с двигателем 2,7л меняет вновь стереотип серийной спортивной машины.
Модель SS-I Tourer.
В 1935-м году умощненный до 105 л.с. двигатель и новый кузов подвигли рекламный отдел выступить с названием Jaguar . Воплощение силы и элегантности, грозный хищник был принят Лайонсом в качестве знака марки.
Новый автомобиль бьет рекорды: в 1936-м году автожурналист Том Уисдом выигрывает альпийское ралли на SS Jaguar 100, следом победа в Брукленде и в Шелсби, а годом позже – на ралли RAC. Со скоростью 100 миль в час SS 100 не имел аналогов, но представленный в 1938-м году новый кузов становится последней довоенной разработкой.
Автомобиль SS Jaguar 100.
В военные годы - возврат к мотоциклетным коляскам, теперь по заказу армии. Защищая Ковентри от врага в противопожарной группе, Лайонс, Хейнс и Хэссен мечтали о новых моделях, но в 1945-м пришлось начинать с проверенных.
«Экспортируй или умри!» - лозунг Великобритании, нуждавшейся в валюте. Отказавшись от аббревиатуры SS, компания выступает с модификацией Jaguar 100 (популярной в США) под названием «Jaguar Cars».
Самый быстрый, недорогой серийный.
Первой послевоенной новинкой Лайонса стал в сентябре 1948 года 160-и сильный Jaguar на базе двигателя XK, признанный одним из лучших спортивных автомобилей всех времен.
Изысканный ХК-120 был притом и самым быстрым из современных серийных автомобилей мира, в Джеббеке показав скорость 126 миль в час. И это при цене £998! Производили новинку для состязаний, уменьшив вес. Так явилась на свет модель XP-120C (C-type).
XK120 — одна из самых удачных моделей Jaguar.
Победы в 1951 и 1952 годах на альпийском ралли и ралли Tulip подтвердили приоритет Jaguar в мире спорта. А новый седан Mark-VII на базе ХК, для Европы громоздкий, принес заказы за океаном на $30.000.000 и перенос производства на завод Браунс Лейн.
Mark-VII стал первым абсолютно новым седаном английской марки в послевоенное время.
50-е годы отмечены внушительной чередой побед моделей компании C-type и D-type с двигателями XK-120, а с 1954 года – ХК-140 (190 л.с.) на гонках самых высоких рангов, в том числе Ле-Ман, Реймс, Монте-Карло. В 1956-м году за заслуги перед британской короной Уильям Лайнос отмечен Елизаветой II званием рыцаря.
Седан за седаном и E-type в серии.
С 1957-го по 1961-й год Jaguar выпускает модель XK-150, а на смену седану Mark-VII приходит Mark-VIII с новой головкой цилиндра B-type. К сожалению, вскоре пожар разрушает оснастку для производства моделей D-type, хоть большая часть завода не пострадала.
Родстер Jaguar XK-150.
Вскоре на лондонском автосалоне (1958 г) появляется Mark-IX с 3,8 л версией двигателя XK и дисковым тормозом, а к концу 1959-го года – модель Mark-II в вариантах 120 и 220 л.с., ставший автомобилем для деловых людей с ценой £1842. Максимальная скорость их достигала 136 миль в час, что и объясняет успех Mark-II в гонках серийных автомобилей в Сильверстоуне.
Роскошный Jaguar Mark-IX.
В 1961-м году на женевском автосалоне впервые представлен новый автомобиль Jaguar XK-E или E-type, отличный как невысокой традиционно ценой £1954 (вариант с цельной крышей), так и скоростными качествами, что подтвердил успех на гонках GT Trophy. В отличие от уникальных C-type и D-type (соответственно, 54 и 88 экземпляров), произведено 70000 штук модели E-type, ставшей впервые в мире серийной гоночной.
Модель 1961 года - Jaguar E-type.
В 1961-м же году представлена монококовая конструкция Mark-X, пришедшая на замену Mark-IX с вместимостью 4-5 человек и скоростью 120 миль в час – очередная новинка для США. В 1963-м году анонсируется элегантный седан S-type с независимой задней подвеской и двигателем 3,8л, являвший собой компромисс между Mark-X и Mark-II.
Красавец S-Type развивал мощность в 210 либо 220 сил.
Jaguar годами приносит объединенному королевству доллары (до 200 млн. в год). Чтобы сохранить позиции, компания переходит на новый 12-и цилиндровый V-образный двигатель, внедренный на уникальной (музейной, единственной) модели XJ-13, а в серию поступивший уже в 1972 на XJ-12 со скоростью. Наряду с седанами, Jaguar продолжает спортивную линию XKE элегантной 12-и цилиндровой моделью XJ-S (1975 г).
Слияние за слиянием.
Наряду с седанами Jaguar продолжает спортивную линию XKE элегантной 12-и цилиндровой моделью XJS.
Неисповедимы пути коммерции: вслед присоединению в 1960-м году Daimler и в 1963-м Coventry Climax, в 1966-м Jaguar сливается с «British Motor Corporation», а в 1968-м – с «Leyland», сохраняя, впрочем, самостоятельность в части автостроения.
Вслед многолетним успехам в спорте и бизнесе, в частности, моделей XJ-S и XJ-12, и выпуску в 1984 году стремительно раскупавшихся акций, компания возвращает себе независимость незадолго до кончины в 1985-м году основателя – сэра Уильяма Лайонса. Впрочем, даже по смерти конструктора Jaguar сохраняет лидерство, выпустив в 1988-м году модель XJ-220 - вновь быстрейшую из серийных вплоть до 1994-го.
Футуристичный дизайн Jaguar XJ220 вызывал в то время у многих недоумение.
Но все-таки усложнение конъюнктуры рынка и технологии вновь приводят к слиянию, на сей раз с Ford в 1990-м году. Правда, ни смена хозяев, ни руководства не изменяют традиций: в сезоне 1990 модели XJR-12 вновь побеждают в 24-х часовой гонке Дайтона.
Успех спортивный и на салонах имеют модели 1996 года XK-8 и 2000-го X-type, и 2002 – ХJ, но автомобили некогда самые недорогие из самых быстрых – американский дух! – мало-помалу переходят в класс наиболее дорогих. И (увы!) теряет широкий рынок.
Автомобиль для звезд и звезда среди автомобилей.
Блестящий во всех отношениях, новый Jaguar привлекает, прежде всего богатых и знаменитых: это звезды кино и эстрады Джек Николсон, Элизабет Тейлор, Стинг, звезды политики Блэр и Браун, даже коронованные особы – королева Елизавета II, принц датский Джордж и другие, но... Количество звезд ограничено, и при свете их много не заработать.
Jaguar XF 2008 модельного ряда.
Отчаянно дорогой новый Jaguar не находит большого сбыта. В конце концов, серьезно поиздержавшийся из-за кризиса Ford продает компанию индийской « Tata Motors ».
Увы, перспективы неоднозначны, хотя владельцы и обещают не изменять стратегии Jaguar вплоть до 2010 года. Что будет – покажет будущее. В век нанотехнологий и кризисов все меняется – модели, страны и имена, но воплощает по-прежнему стиль и мощь сверкающий логотип Jaguar .
Вы читали статью:
"История Jaguar, или как появилась "британская кошка"."
, также по теме: