Дата публикации: 27 декабря 2008
История компании показательна, так как именно она, как и компания
BIC
стояли у истоков эры одноразовых вещей – той эры, вещи которой сейчас довольно популярны в наше время. От одноразовых носовых платков, зажигалок, стаканчиков и тарелок до… одноразовых безопасных бритв Кинга Жилетта. Но путь к популярности был нелегким, хотя и не было столь сильной конкуренции, как в сегодняшние дни.
Далекий 1895 год, ранним утром Кинг Кемп Жилетт просыпается не в лучшем настроении. Небритый, в плохом расположении он смотрит в зеркало на свое заросшее лицо и его реакция вполне предсказуема... как у многих мужчин иногда, особенно по утрам. Все они не любят утренние бритье, особенно тупой бритвой. В то утро 40-летний Кинг Жилетт, как будто услышал их всех сразу.
Основатель Gillette - Кинг Кемп Жилетт.
По своей натуре он был мечтателем, и одним из желаний являлось – изобрести или придумать что-то простое, прекрасное и незаменимое для каждого человека.
Кинг Кемп Жилетт родился и вырос в Америке, в маленьком городке Fond du Lac (Озерная Глубь) штата Висконсин. Жизнь в городе шла своим чередом, не спеша. Предприимчивый Кинг чувствовал, что он тут лишний, вдобавок ему мешало самолюбие, унаследованное от отца.
Позже семья Жилетт переезжает в Чикаго, где, недолго думая, Жилетт-старший открывает свою мастерскую по ремонту и обслуживанию швейных машинок. Главным аргументом для переезда служил размер города, отец Жилетта-младшего говорил: «Большой город — большие возможности».
Но, пожар 1871 года в Чикаго очень быстро разрушил его планы. И не только его… Известная катастрофа откликнулась в истории Америки громким эхом, разрушив многие мечты населения и изменив многие судьбы. Мастерская погибла в огне, а с ней и источник дохода семьи. Спустя короткое время отец запил, и Кинг берет на себя содержание семьи.
Юный Кинг довольно быстро нашел работу. Молодого и энергичного юношу взяли на должность торгового агента в небольшую компанию по сбыту бытовых мелочей – от зубочисток до мыла. Продажи компании росли «как грибы после дождя», и за Кингом закрепилась репутация перспективного работника. Во время своей работы он посетил не только города Америки, но и освоил Англию, прорубив окно в Европу для компании на которую работал.
Однако не стоит забывать о мечте. 19 век был эпохой изобретений – телефон и радио, электрические лампочки и автомобили. Грех было бы не начать на этой волне исполнять свою мечту – так думал и Кинг Кемп Жилетт.
Мистер Жилетт в 1891 году перебирается в Балтимор, где устраивается на работу в фирму Baltimore Seal Company, которая занималась производством штопор и пробок. Здесь он очень быстро подружился с изобретателем штопора и латунной крышки с внутренней прокладкой – Уильямом Пойнтером.
Тот в первое же воскресенье месяца приглашает Кинга на обед. Знакомство было многообещающим, так как у новых приятелей были общие интересы в области инженерных новинок. Позже воскресные обеды стали регулярными, и все чаще в беседах проскальзывали фантазии о чудесах инженерной мысли.
Беседы об открытиях сопровождались распитием бутылки калифорнийского вина или даже французского коньяка. И однажды при открытии очередной бутылки, смотря на изящную крышку собственного изобретения, Пойнтер задумчиво сказал: «Может быть, главная прелесть моей пробки в ее дешевизне и недолговечности. Открыл бутылку, пару раз закрутил, и все — на помойку. Кинг, подумай об этом!»
Мысль Кинга заинтересовала, она была новаторской. Много раз звучали фразы о том, что пора отбросить амбиции изобретателей прошлых веков, которые претендуют на вечность. Надо быть проще: сказал – сделал; сделал – использовал; использовал – выбросил. Прямо очень в духе времени.
Спустя 20 лет он описывал, пожалуй, самое знаменательное утро своей жизни так: «Я посмотрел в зеркало, и начав бриться тут же понял, что моя бритва безнадежно затупилась. Она была не просто затуплена, а именно безнадежно. Заточить я ее сам не смог. Нужно было идти к парикмахеру или к мастеру – точильщику. Я стоял у зеркала и думал, растерянно смотря на свое лицо и на свою бритву, и вот в тот момент в моей голове родилась идея. Или картина, не знаю. Во всяком случае, я понял, что именно в этот миг и родилась Жилеттовская бритва. Я представил ее целиком, в одну секунду задал себе десятки вопросов и ответил на каждый из них. Все произошло очень быстро, как во сне, и больше напоминало скорей всего откровение, чем рациональное мышление».
19 век и конец 90-х годов не внесли инноваций в бритвы – они были похожи на свой древнеегипетский прототип. Сами бритвы состояли из лезвия, заднею часть которого намертво впаивали в ручку. А в отделке бритвы использовались дорогие драгоценные камни и металлы.
Инновация Жилетта состояла в том, что от задней части можно было отказаться. Достаточно было заточить тонкую полоску стали с обеих сторон и закрепить ее в простом съемном горизонтальном держателе, который бы в свою очередь прикреплялся к ручке перпендикулярно.
Реклама бритв Жилетта.
Как лезвие затупилось его можно выкинуть и заменить на новое. Конструкция бритвы была очень проста, но только на первый взгляд. Прошло 11 лет проб и ошибок, прежде чем изобретение Кинга дало ему первую прибыль, но он этого пока не знал. Как не знал ничего и о свойствах стали, да и о бритвах вообще.
После открытия нового изобретения Кинг сразу же написал восторженное письмо жене о том, что их безбедное будущее обеспечено. Позже, в хозяйственном магазине он купил моток стальной ленты для изготовления часовых пружин, простые инструменты и чертежную бумагу.
Со всеми своими покупками он вернулся домой и через неделю показал свету первую бритву с одноразовыми лезвиями. Борьба за покупателя изменилась, теперь главным критерием стала дешевизна, а не долговечность. Кинг верил в успех своего предприятия: моток ленты стоил всего 16 центов за фунт, а из фунта по его подсчетам выходило 500 лезвий.
У Жилетта отсутствовало техническое образование, что дало о себе знать совсем скоро. Сталь для изделия требовалась высокого качества, которая на порядок дороже была, чем та, из которой делают часовые и другие пружины. Для изготовления требовалась тонкая, прочная и при этом дешевая сталь. Не знавший об этом Кинг буквально был помешан на своей идеи, создавая все новые и новые модификации своей бритвы.
За следующие 8 лет опытов, в борьбе за дешевизну лезвий он потратил более 25 000 долларов. Просиживая целыми днями в лаборатории или над чертежами, Кинг почти ни с кем не виделся. Обращаясь к специалистам, он часто получал ответ – лучше бросьте бессмысленные поиски, объясняя это тем, что сталь такой толщины закалить не возможно – все равно, что пытаться сшить платье из нитки. Скорей всего, если бы Жилетт имел соответствующее техническое образование, он бы и не начинал свои опыты. Но у него его не было – он не отступал, ведь он был идеологом и вдохновителем.
В 1900м году дело сдвинулось с мертвой точки – за техническое воплощение Жилеттовской идеи взялся Уильям Никерсон (выпускник Массачусетского технологического института). Никерсоном была разработана технология укрепления и заточки стальной ленты. Еще подумав месяца два, и решение было найдено. А Жилетт тем временем заканчивает разработку окончательной модели, его добровольные поиски закончились – он явил результат общественности.
Но время меняется, как и мода. Снова в моду вошли бороды – первыми стали их носить представители королевских фамилий Европы, а затем веяние дошло и до Америки.
Изменить моду сложно, но можно найти решение на проблему… И Жилетт его нашел – компромиссом стали знаменитые Жилеттовские усы, ставшие позже фирменным символом компании. Однако в их волшебность не верили ни сам обладатель таких усов, ни те, кому он предлагал свое изобретение. Друзья шутили по этому поводу, а инвесторы были равнодушны.
Однако Жилетт смог убедить нескольких своих друзей вложить в дело маленькие суммы в качестве первоначального взноса. 28 сентября 1901 года Жилеттом, Никерсоном и ещё двумя партнерами создается в Бостоне компания American Safety Razor Company, а спустя месяц они получают патент на безопасную бритву. Вот только для начала производства не хватала всего лишь небольшой суммы.
Тогда Кинг Жилетт и партнеры решили объявить, что их компания (штат компании был всего 8 человек, и никаких активов) стоит 500 000 долларов! В свободную продажу было выпущено 40% акций, которые они смогли продать в 40 раз дешевле номинала – собранные 5 000 долларов позволили им начать работу.
В 1903 году на рынке появились первые одноразовые бритвы. В этом году было продано 51 бритва и 168 лезвий. В следующем уже 91 000 бритв и 123 000 лезвий. А к 1908 году объем продаж вырос до 13 млн. долларов США.
Первая мировая война дала новый виток росту компании – мода на бороды улетучилась, а спрос на бритвы Жилетта резко вырос. Настал звездный час Кинга Жилетта. Одноразовые бритвы очень были кстати, так как походные условия военного времени требовали все больше упрощения быта.
Бритвы помимо своей дешевизны также и решали проблемы: простоты в обращении, нет нужды было в уходе за бритвой, и наконец одноразовость бритвы гарантировала гигиеничность. Рост продаж компании рос «семимильными шагами» и уже к 1917 году ежегодно продавалось 1 млн. бритв и 120 млн. лезвий.
Война кончилась, а привычка самостоятельно бриться не исчезла. Известный парадокс «Кто бреет брадобрея, если он бреет только тех, кто не бреется сам?» канул в лету.
Наступает 1921 год. Для компании Жилетта это значило, что их 20-летний срок первоначального патента истекал, а это значило, что на следующий же день после его окончания любая компания могла выложить на рынок одноразовые бритвы своего производства и начать конкурировать с бритвами Жилетта.
В обществе витали слухи – несколько производителей готовы начать выпускать дешевые имитации Жилеттовских бритв. Компания была на волоске от своей гибели. За полгода до истечения даты патента Жилетт разработал и выпустил новую модель с ценой всего 1 доллар (предыдущие модели были стоимостью 5 долларов за штуку) – появление новой бритвы дало компании рекордную выручку.
К 1930м годам компания Gillette смогла слиться с основным конкурентом. Вплоть до начала Второй мировой войны рост компании продолжался. В моде была бритва, лезвие которой вставлялось в цельный пластмассовый корпус. Побрившись, человек выбрасывал не всю бритву, а лишь только лезвие. Помимо этого нововведения компания приступает к производству бритвенных аксессуаров и кремов для бритья.
В 1932 году умирает основатель известного изобретения – Кинг Жилетт. А в 1947 году одноразовая бритва переживает свое второе рождение – бритва меняется технологически. Привычные, завернутые в промасленную бумагу лезвия меняются на более безопасные кассеты с встроенными лезвиями. Позже в 1957 году появляется бритва Gillette с подвижной головкой.
Одна из последних моделей бритв с тремя лезвиями под названием Mach 3 много раз показывалась в рекламных роликах на экранах телевизоров россиян. Что только повысило узнаваемость бренда.
Сегодня сложно найти населенный пункт, где не продается продукция столь известной компании – таких мест на планете очень мало.
В наши дни бренд Gillette принадлежит трансконтинентальной компании Procter&Gamble (P&G). А сами бритвы и аксессуары производятся на тысячах фабрик в таких странах, как: Америка, Аргентина, Австралия, Канада, Бразилия, Мексика, Англия, Франция, Германия и Швейцария.
Далекий 1895 год, ранним утром Кинг Кемп Жилетт просыпается не в лучшем настроении. Небритый, в плохом расположении он смотрит в зеркало на свое заросшее лицо и его реакция вполне предсказуема... как у многих мужчин иногда, особенно по утрам. Все они не любят утренние бритье, особенно тупой бритвой. В то утро 40-летний Кинг Жилетт, как будто услышал их всех сразу.
Основатель Gillette - Кинг Кемп Жилетт.
По своей натуре он был мечтателем, и одним из желаний являлось – изобрести или придумать что-то простое, прекрасное и незаменимое для каждого человека.
Кинг Кемп Жилетт родился и вырос в Америке, в маленьком городке Fond du Lac (Озерная Глубь) штата Висконсин. Жизнь в городе шла своим чередом, не спеша. Предприимчивый Кинг чувствовал, что он тут лишний, вдобавок ему мешало самолюбие, унаследованное от отца.
Позже семья Жилетт переезжает в Чикаго, где, недолго думая, Жилетт-старший открывает свою мастерскую по ремонту и обслуживанию швейных машинок. Главным аргументом для переезда служил размер города, отец Жилетта-младшего говорил: «Большой город — большие возможности».
Но, пожар 1871 года в Чикаго очень быстро разрушил его планы. И не только его… Известная катастрофа откликнулась в истории Америки громким эхом, разрушив многие мечты населения и изменив многие судьбы. Мастерская погибла в огне, а с ней и источник дохода семьи. Спустя короткое время отец запил, и Кинг берет на себя содержание семьи.
Юный Кинг довольно быстро нашел работу. Молодого и энергичного юношу взяли на должность торгового агента в небольшую компанию по сбыту бытовых мелочей – от зубочисток до мыла. Продажи компании росли «как грибы после дождя», и за Кингом закрепилась репутация перспективного работника. Во время своей работы он посетил не только города Америки, но и освоил Англию, прорубив окно в Европу для компании на которую работал.
Однако не стоит забывать о мечте. 19 век был эпохой изобретений – телефон и радио, электрические лампочки и автомобили. Грех было бы не начать на этой волне исполнять свою мечту – так думал и Кинг Кемп Жилетт.
Мистер Жилетт в 1891 году перебирается в Балтимор, где устраивается на работу в фирму Baltimore Seal Company, которая занималась производством штопор и пробок. Здесь он очень быстро подружился с изобретателем штопора и латунной крышки с внутренней прокладкой – Уильямом Пойнтером.
Тот в первое же воскресенье месяца приглашает Кинга на обед. Знакомство было многообещающим, так как у новых приятелей были общие интересы в области инженерных новинок. Позже воскресные обеды стали регулярными, и все чаще в беседах проскальзывали фантазии о чудесах инженерной мысли.
Беседы об открытиях сопровождались распитием бутылки калифорнийского вина или даже французского коньяка. И однажды при открытии очередной бутылки, смотря на изящную крышку собственного изобретения, Пойнтер задумчиво сказал: «Может быть, главная прелесть моей пробки в ее дешевизне и недолговечности. Открыл бутылку, пару раз закрутил, и все — на помойку. Кинг, подумай об этом!»
Мысль Кинга заинтересовала, она была новаторской. Много раз звучали фразы о том, что пора отбросить амбиции изобретателей прошлых веков, которые претендуют на вечность. Надо быть проще: сказал – сделал; сделал – использовал; использовал – выбросил. Прямо очень в духе времени.
Спустя 20 лет он описывал, пожалуй, самое знаменательное утро своей жизни так: «Я посмотрел в зеркало, и начав бриться тут же понял, что моя бритва безнадежно затупилась. Она была не просто затуплена, а именно безнадежно. Заточить я ее сам не смог. Нужно было идти к парикмахеру или к мастеру – точильщику. Я стоял у зеркала и думал, растерянно смотря на свое лицо и на свою бритву, и вот в тот момент в моей голове родилась идея. Или картина, не знаю. Во всяком случае, я понял, что именно в этот миг и родилась Жилеттовская бритва. Я представил ее целиком, в одну секунду задал себе десятки вопросов и ответил на каждый из них. Все произошло очень быстро, как во сне, и больше напоминало скорей всего откровение, чем рациональное мышление».
19 век и конец 90-х годов не внесли инноваций в бритвы – они были похожи на свой древнеегипетский прототип. Сами бритвы состояли из лезвия, заднею часть которого намертво впаивали в ручку. А в отделке бритвы использовались дорогие драгоценные камни и металлы.
Инновация Жилетта состояла в том, что от задней части можно было отказаться. Достаточно было заточить тонкую полоску стали с обеих сторон и закрепить ее в простом съемном горизонтальном держателе, который бы в свою очередь прикреплялся к ручке перпендикулярно.
Реклама бритв Жилетта.
Как лезвие затупилось его можно выкинуть и заменить на новое. Конструкция бритвы была очень проста, но только на первый взгляд. Прошло 11 лет проб и ошибок, прежде чем изобретение Кинга дало ему первую прибыль, но он этого пока не знал. Как не знал ничего и о свойствах стали, да и о бритвах вообще.
После открытия нового изобретения Кинг сразу же написал восторженное письмо жене о том, что их безбедное будущее обеспечено. Позже, в хозяйственном магазине он купил моток стальной ленты для изготовления часовых пружин, простые инструменты и чертежную бумагу.
Со всеми своими покупками он вернулся домой и через неделю показал свету первую бритву с одноразовыми лезвиями. Борьба за покупателя изменилась, теперь главным критерием стала дешевизна, а не долговечность. Кинг верил в успех своего предприятия: моток ленты стоил всего 16 центов за фунт, а из фунта по его подсчетам выходило 500 лезвий.
У Жилетта отсутствовало техническое образование, что дало о себе знать совсем скоро. Сталь для изделия требовалась высокого качества, которая на порядок дороже была, чем та, из которой делают часовые и другие пружины. Для изготовления требовалась тонкая, прочная и при этом дешевая сталь. Не знавший об этом Кинг буквально был помешан на своей идеи, создавая все новые и новые модификации своей бритвы.
За следующие 8 лет опытов, в борьбе за дешевизну лезвий он потратил более 25 000 долларов. Просиживая целыми днями в лаборатории или над чертежами, Кинг почти ни с кем не виделся. Обращаясь к специалистам, он часто получал ответ – лучше бросьте бессмысленные поиски, объясняя это тем, что сталь такой толщины закалить не возможно – все равно, что пытаться сшить платье из нитки. Скорей всего, если бы Жилетт имел соответствующее техническое образование, он бы и не начинал свои опыты. Но у него его не было – он не отступал, ведь он был идеологом и вдохновителем.
В 1900м году дело сдвинулось с мертвой точки – за техническое воплощение Жилеттовской идеи взялся Уильям Никерсон (выпускник Массачусетского технологического института). Никерсоном была разработана технология укрепления и заточки стальной ленты. Еще подумав месяца два, и решение было найдено. А Жилетт тем временем заканчивает разработку окончательной модели, его добровольные поиски закончились – он явил результат общественности.
Но время меняется, как и мода. Снова в моду вошли бороды – первыми стали их носить представители королевских фамилий Европы, а затем веяние дошло и до Америки.
Изменить моду сложно, но можно найти решение на проблему… И Жилетт его нашел – компромиссом стали знаменитые Жилеттовские усы, ставшие позже фирменным символом компании. Однако в их волшебность не верили ни сам обладатель таких усов, ни те, кому он предлагал свое изобретение. Друзья шутили по этому поводу, а инвесторы были равнодушны.
Однако Жилетт смог убедить нескольких своих друзей вложить в дело маленькие суммы в качестве первоначального взноса. 28 сентября 1901 года Жилеттом, Никерсоном и ещё двумя партнерами создается в Бостоне компания American Safety Razor Company, а спустя месяц они получают патент на безопасную бритву. Вот только для начала производства не хватала всего лишь небольшой суммы.
Тогда Кинг Жилетт и партнеры решили объявить, что их компания (штат компании был всего 8 человек, и никаких активов) стоит 500 000 долларов! В свободную продажу было выпущено 40% акций, которые они смогли продать в 40 раз дешевле номинала – собранные 5 000 долларов позволили им начать работу.
В 1903 году на рынке появились первые одноразовые бритвы. В этом году было продано 51 бритва и 168 лезвий. В следующем уже 91 000 бритв и 123 000 лезвий. А к 1908 году объем продаж вырос до 13 млн. долларов США.
Первая мировая война дала новый виток росту компании – мода на бороды улетучилась, а спрос на бритвы Жилетта резко вырос. Настал звездный час Кинга Жилетта. Одноразовые бритвы очень были кстати, так как походные условия военного времени требовали все больше упрощения быта.
Бритвы помимо своей дешевизны также и решали проблемы: простоты в обращении, нет нужды было в уходе за бритвой, и наконец одноразовость бритвы гарантировала гигиеничность. Рост продаж компании рос «семимильными шагами» и уже к 1917 году ежегодно продавалось 1 млн. бритв и 120 млн. лезвий.
Война кончилась, а привычка самостоятельно бриться не исчезла. Известный парадокс «Кто бреет брадобрея, если он бреет только тех, кто не бреется сам?» канул в лету.
Наступает 1921 год. Для компании Жилетта это значило, что их 20-летний срок первоначального патента истекал, а это значило, что на следующий же день после его окончания любая компания могла выложить на рынок одноразовые бритвы своего производства и начать конкурировать с бритвами Жилетта.
В обществе витали слухи – несколько производителей готовы начать выпускать дешевые имитации Жилеттовских бритв. Компания была на волоске от своей гибели. За полгода до истечения даты патента Жилетт разработал и выпустил новую модель с ценой всего 1 доллар (предыдущие модели были стоимостью 5 долларов за штуку) – появление новой бритвы дало компании рекордную выручку.
К 1930м годам компания Gillette смогла слиться с основным конкурентом. Вплоть до начала Второй мировой войны рост компании продолжался. В моде была бритва, лезвие которой вставлялось в цельный пластмассовый корпус. Побрившись, человек выбрасывал не всю бритву, а лишь только лезвие. Помимо этого нововведения компания приступает к производству бритвенных аксессуаров и кремов для бритья.
В 1932 году умирает основатель известного изобретения – Кинг Жилетт. А в 1947 году одноразовая бритва переживает свое второе рождение – бритва меняется технологически. Привычные, завернутые в промасленную бумагу лезвия меняются на более безопасные кассеты с встроенными лезвиями. Позже в 1957 году появляется бритва Gillette с подвижной головкой.
Одна из последних моделей бритв с тремя лезвиями под названием Mach 3 много раз показывалась в рекламных роликах на экранах телевизоров россиян. Что только повысило узнаваемость бренда.
Сегодня сложно найти населенный пункт, где не продается продукция столь известной компании – таких мест на планете очень мало.
В наши дни бренд Gillette принадлежит трансконтинентальной компании Procter&Gamble (P&G). А сами бритвы и аксессуары производятся на тысячах фабрик в таких странах, как: Америка, Аргентина, Австралия, Канада, Бразилия, Мексика, Англия, Франция, Германия и Швейцария.
Вы читали статью:
"История основания Gillette: путь от вечности к одноразовым бритвам."
, также по теме: